Главная страница
ВАШИ ПЕРВЫЕ ЛОДКИ
Главная Новые лодки Проекты лодок Оборудование Лодки Стрелецкого
Видео WEB-ресурсы ФОРУМ Литература Архив Контакты
Швертбот ЧИЖ-2
Лодка Нельма
Проект лодки Лещ
Проект лодки Колибри
Проект лодки Сорога-390
Проект мотолодки Щука
Швертбот Стриж



Подробнее о проектах швертбота "ЧИЖ-2" и ЧИЖ-2-Т СМОТРЕТЬ ЗДЕСЬ
Руководство о постройке швертбота "ЧИЖ-2" СМОТРЕТЬ ЗДЕСЬ
Чертежи швертбота "ЧИЖ-2" СМОТРЕТЬ ЗДЕСЬ
Фотографии швертбота "ЧИЖ-2" (Stitch and Glue) СМОТРЕТЬ ЗДЕСЬ.
Фотографии швертбота "ЧИЖ-2" (стапель) СМОТРЕТЬ ЗДЕСЬ
Фотографии швертбота "ЧИЖ-2" (достройка) СМОТРЕТЬ ЗДЕСЬ
Фотографии швертбота "ЧИЖ-2" (испытания) СМОТРЕТЬ ЗДЕСЬ
"ЧИЖ-2-Т". Фотографии швертбота СМОТРЕТЬ ЗДЕСЬ
ВАМ НЕ НАДО СТРОИТЬ ШВЕРТБОТ ЧИЖ-2, если...

Швертбот ЧИЖ-2
Руководство о постройке

Подготовка к работе

Для того чтобы построить даже швертбот, во-первых, потребуется помещение, в котором будет вестись строительство, во-вторых - инструмент, при помощи которого будут обрабатываться материалы, в-третьих, конечно сами материалы наилучшего качества.


Для постройки швертбота «ЧИЖ-2» потребуется:
1. Фанера толщиной 5-6 мм (наружная обшивка, шпангоуты, палуба банки) – 5 листов.
2. Фанера толщиной 4 мм (обшивка шпангоутов) -1 лист.
3. Фанера толщиной 12 мм (обшивка транца, шверт, руль) – 1 лист.
4. Пиломатериалы (сосна, ель) – 0,2 куб. м.
5. Эпоксидный клей - 5 кг (при сборке «Сшей и Склей» - 8 кг).
6. Оцинкованный крепеж (шурупы, гайки, болты) – 2 кг.
7. Стеклоткань – 10 пог. м.
8. Шпаклевка – 1,5 кг.
9. Пинотекс (Биотекс или олифа)– 1,5 кг.
10. Лак - 0,5 кг.
11. Эмаль – 3 кг.
12. Полоски, уголки из нержавеющей стали толщ. 1,2 -2 мм – 1 кг.
13. Оцинкованный тросик диаметром 3 мм (для стояч. такелажа) - 11 м.

Постройка корпуса

Корпус швертбота «ЧИЖ-2» можно построить двумя способами:
- методом «Сшей и Склей» («Stitch and Glue»);
- традиционным методом сборки на стапеле.

Каждый из этих способом имеет свои «плюсы» и «минусы». Сборка на стапеле является традиционной и этот метод может быть оправдан, когда надо построить всего один корпус, при этом есть выбор хороших пиломатериалов и требуется применить минимум эпоксидной смолы и стеклоткани.

А метод «Сшей и Склей» позволяет намного быстрее собрать корпус – не нужно делать громоздкий стапель, собирать шпангоутные рамки и не надо будет подбирать идеальные рейки для скуловых стрингеров. Практически все детали обшивки и шпангоуты выпиливаются из листов фанеры. А результаты своей работы можно будет увидеть уже на 2-3 день. Также этот метод особенно удобен тогда, когда надо построить несколько корпусов, например, для парусной секции или для детского летнего лагеря. Но при этом способе потребуется больше эпоксидной смолы и стеклоткани.

Copyright © Стрелецкий И.Ю. 2014
Швертбот «ЧИЖ-2»
Сборка корпуса методом «Сшей и Склей»
(смотреть листы чертежей № 4; 5; 6; 7; 8)

Работа начинается с соединения заготовок листов обшивки до нужной длины. Лучший способ - склеить листы с помощью эпоксидного клея «на ус». Можно еще листы состыковать на подкладочным планках.

Эти методы подробно описаны в книгах Д.А. Курбатова «15 проектов любительской постройки», С. Ветрова «Пионерская судоверфь» и др. Но можно применить еще один способ: фанерные листы состыковать при помощи проклейки места стыка лентами стеклоткани, пропитанными эпоксидной смолой (см. рис.1).

см. лист № 16). Внимание! Если планируется листы состыковывать «на ус», то потребуется: для днища – увеличить длину кормового листа на 80 мм (величину 12 толщин фанеры, для 6мм – 75 мм), для бортов - увеличить длину кормового и носового листов на 80 мм (на кормовой секции для этого предусмотрен запас 90 мм).

Чтобы снаружи корпуса стыки были не видны потребуется предварительно прострогать у мест будущих стыков «желобки» шириной 40 мм и глубиной 1-1,5 мм (см. рис. 1 а). Листы фанеры укладываем стыками на ровные широкие доски. Между фанерой и досками подкладываем пленку. Чтобы фанера не провисала – дополнительно под нее подкладываем рейки, одинаковой с досками толщиной. Фанеру в местах стыка приколачиваем к доскам тонкими гвоздями (требуется использовать гвозди в минимальном количестве). См. рис. 1 а.

Малярной лентой ограничиваем места укладки пластика. После этого промазываем эти места связующим, укладываем ленты стеклоткани с перекроем в 10 мм. Если ленты приходится нарезать из стеклоткани самим, можно верхние слои заранее делать пошире. Концы отдельных кусков ленты также должны укладываться с перекроем. Когда смола «встанет» аккуратно снимаем листы с досок, переворачиваем их, откусываем концы гвоздей и аналогичным образом укладываем стеклоткань с другой стороны. Через сутки состыкованные листы обшивки готовы к дальнейшей работе.

Затем на внутренней стороне листов, согласно приводимым чертежам, наносим прямые параллельные линии перпендикулярные линии АВ. Эти линии будут необходимы также и для контроля при последующей сборке корпуса. Плавные кривые кромок можно прочертить по на-меченным точкам при помощи тонкой гибкой рейки длиной не менее 3 м (см. лист № 17). Листы обрезаем по кромкам электрическим лобзиком и прострагивают рубанком таким образом, чтобы при сшивке кромки стыковались по возможности с минимальным зазором; плоскости торцов фанеры приходится срезать «на угол» (как говорят судостроители — снимать с кромок малку).

Из других листов фанеры вырезаем шпангоуты детали транца, форшпигель. При сборке корпуса эти узлы играют роль поперечных лекал. На шпангоуты № 1 и 3 устанавливаем необходимые конструктивные рейки (см. листы № 18, 19). Отступая от кромок листов обшивки бортов и шпангоутов на 8-10 мм, проводим линии, которые будут служить центровой для сверления отверстий под проволочные скрепки. Перед сборкой сверлятся отверстия сверлом диаметром 2,2 мм только на шпангоутах и бортовых листах. Расстояния между ними 80-100 мм. (см. лист № 17, 18, 19). На днищевом же листе эти отверстия сверлятся позже.

Перед сборкой корпуса швертбота «ЧИЖ-2» рекомендуется собрать из толстых досок кильблок (см. лист № 15). На нем и будет вестись сборка, а после постройки на нем можно будет хранить лодку на берегу. Сборка корпуса начинается с установки шпангоутов на днищевой лист. Ставим шпангоут № 2 на днищевой лист. Размечаем и сверлим отверстия для скрепок. Затем крепим шпангоут к днищу при помощи проволочных скрепок – куски медной проволоки диаметром 2 мм длиной 80-100 м, изогнутые в виде скобок. В крайнем случае для скрепок можно применить мягкую стальную оцинкованную проволоку диаметром 1,2 -1,5 мм (см. рис. 2).

Снизу концы скрепок слегка скручиваем при помощи плоскогубцев (см. рис. 2в). Затем так же крепим к днищу шпангоуты № 1; 3 и транец.

После установки шпангоутов к днищевому листы прикладываем бортовые листы, с них переносим места и сверлим отверстия под скрепки (см. рис. 3а). Кусочки проволоки длиной около 80-90 мм, изогнув их в виде глубоких скобок, вставляем с внутренней стороны обшивки в отверстия и снаружи скручивают концы плоскогубцами (см. рис. 3б). На первых порах нет необходимости пытаться сблизить кромки соединяемых листов слишком плотно - это надо будет сделать непосредственно перед оклейкой пазов стеклопластиком. Начинать постановку скрепок удобнее от миделя (т.е. от шпангоута № 2). Лучше устанавливать бортовые листы одновременно. В последнюю очередь устанавливается форшпигель.

Затем начинаем обтягивать плоскогубцами все скобки. Скрепки являются больше монтажными элементами, чем деталями, скрепляющими листы обшивки для последующей эксплуатации. Основную прочность соединениям придает стеклопластик, который образуется при помощи нескольких слоев лент тонкой стеклоткани, пропитанных эпоксидным клеем с обеих сторон соединения. Чтобы получился плотный стеклопластик без воздушных пузырей и отслаи-вания от фанеры, необходимо тщательно прижать к поверхности фанеры проволоку скоб, которая выступает изнутри корпуса в виде «мостиков» над пазом. Сделать это можно с помощью молотка и зубила со скругленной рубящей частью либо другого похожего инструмента; при этом шов получает дополнительное уплотнение (см. рис. 2г и 3г). Перед приклеиванием лент стеклоткани полезно ограничить ширину смазываемой связующим полосы, наложив по обеим сторонам паза липкую (малярную) ленту. Затем на все швы при помощи углового шпателя наносится, перемешанная с древесными опилками, эпоксидная смола – создается так называемая «гантель» (см. рис 2д и. 3д).

Приклеивание соединений начинают с внутренней стороны обшивки. Заранее приготовленное связующее наносится кистью, затем накладывается сухая лента из стеклоткани шириной 3-35 мм (см. рис 2е и 3е). Желательно использовать ленту фабричного изготовления - она широко используется для изоляционных работ. Но можно нарезать острым ножом на ленты стеклоткань из рулона. Для первого слоя нужны полосы шириной 30 мм, для среднего слоя – 50-60 мм и для третьего слоя около 70-80 мм. Необходимо только проверить, чтобы стеклоткань не оказалась пропитанной замасливателем. В этом случае ее надо будет обжечь (см. стр. 6). Если же она имеет повышенную влажность, придется прокалить ленту в духовке газовой плиты.

Ленту просто накладывают, но не натягивают. Снаружи стеклоткань простукивают кистью, смоченной в связующем до равномерной пропитки ленты — она становится при этом прозрачной. Для облегчения работ не рекомендуется сильно разбавлять связующее ацетоном (не более 10 %). Воздушные пузырьки воздуха необходимо тщательно удалить, иначе впоследствии они послужат причиной расслоения пластика и фильтрации воды.

Достаточно наложить по три слоя ленты с обеих сторон обшивки, чтобы получить равнопрочное с фанерой соединение. Если при наложении первого слоя связующее выступает с наружной стороны стыка, это свидетельствует о хорошей пропитке соединения. Слои нужно накладывать, слегка сдвигая к борту по отношению к предыдущему, с тем, чтобы по кромке получался перекрой в 10—15 мм. Концы отдельных кусков ленты также должны укладываться с перекроем (см. рис. 2е и рис. 3е).

После желатинизации связующего можно снять ограничивающую липкую ленту и оставить корпус на сутки до полного затвердевания соединения.

Следующим этапом постройки является установка на место (на клею и шурупах) продольного набора корпуса: бортовых стрингеров и внутренних привальных брусьев.

Переворачиваем корпус. Перед оклеиванием пазов снаружи нужно откусить кусачками или их удалить другим способом, выступающие скрутки проволоки как можно ближе к поверхности обшивки, а оставшиеся кончики проволоки запилить напильником вровень с фанерой. Теперь необходимо скруглить скулу – используем рубанок, затем наждачную бумагу (см. рис. 3ж).

Оклеиваем стыки снаружи корпуса лентами стеклоткани в 2-3 слоя. Но можно сразу оклеить снаружи днище сплошным слоем стеклоткани так, чтобы края ее переходили на борта немного выше скулы (см. рис. 3з). Вдоль паза укладывают ограничивающую липкую ленту и на-клеивают стеклоткань, как было описано выше. При обработке всех поверхностей, покрытых стеклопластиком, следует помнить, что нельзя допускать снятия слоя смолы и обнажения стек-лоткани. В этом случае стеклянные нити начнут фильтровать воду по капиллярным каналам между волокнами и кромки фанеры в соединениях, закрытых пластиком с обеих сторон, скоро начнут загнивать. Поэтому такие места следует тщательно зашпаклевать эпоксидной шпаклевкой.

После затвердевания смолы можно начать вести работы по достройки корпуса. Чтобы лучше было понять сам процесс постройки корпуса швертбота, рекомендуется внимательно посмотреть фотографии, записанные на CD.

Copyright © Стрелецкий И.Ю. 2014
Швертбот «ЧИЖ-2»
Метод сборки корпуса на стапеле
(смотреть листы чертежей № 9; 10; 11; 12; 13)

Метод постройки корпуса на стапеле хорошо освящен в литературе для любителей-судостроителей. Рекомендуем с ним ознакомиться, прочитав книги Д.А. Курбатова «15 проектов любительской постройки» или С. Ветрова «Пионерская судоверфь». Если у вас этих книг нет, можно их скачать в Интернете, ссылки найдете на сайте www.my-verf.ru

Конструкция корпуса традиционна и ясна при ознакомлении с чертежами. Все основные детали шпангоутных рамок нарезаются из сосновой доски толщиной 20 – 22 мм. Толщина фанерных книц и технологических креплений («мух») по углам, снимаемых после установки продольного набора (на транце) и установки обшивки (на форшпигеле) 4 мм.

Наружная обшивка выполнена из фанеры толщиной 6 мм (для бортов можно применить фанеру толщиной 5 мм); соединения листов по длине выполнены на внутренних подкладных планках шириной 70 мм. Зашивки на шпангоутах 1 и 3, палуба можно сделать из 4 – 5 миллиметровой фанеры. Настил банок и форшпигель сделаны из 5 – 6 миллиметровой фанеры. Зашивка транца выпилена из фанеры толщиной 10 – 12 мм; ставить ее лучше до установки бортовых листов наружной обшивки, но после установки продольного набора (киль, скуловые и бортовые стрингера, привальные брусья). Зашивка же форшпигеля (толщина фанеры 5 – 6 мм) ставится после установки листов наружной обшивки. Высота транца в районе мотора – не более 380 мм – по рекомендуемым размерам установки мотора.

Сборка корпуса производится в положении «вверх килем» на стапеле из двух фугованных досок 100 х 50 длиной 3,7 м (см. листы № 7, 8). Когда будут готовы шпангоутные рамки, при помощи пузырькового уровня, отвеса и линейки устанавливаем шпангоуты на стапель. Затем врезается киль и монтируется швертовый колодец. Подгонка и сборка деталей швертового колодца требует особой тщательности. При постройке корпуса применяются эпоксидная смола (или другой хороший водостойкий клей) и оцинкованный крепеж.

Более подробно с процессом сборки корпуса можно познакомиться, просмотрев фотографии, записанные на CD.

Последовательность постройки
корпуса швертбота «ЧИЖ-2» на стапеле
1. Вычертить на листе фанеры (ДВП) обводы шпангоутов в натуральную величину (плаз). См. лист № 3.
2. Изготовить (собрать) шпангоуты, транец и форшпигель. См. листы № 5; 6.
3. Изготовить стапель. См. листы № 7; 8.
4. Установить шпангоутные рамки, транец и форшпигель на стапель. См. листы № 7;
5. Изготовить и установить на место киль.
6. Изготовить и установить на место швертовый колодец. См. лист № 9.
7. Изготовить скуловые, бортовые стрингера и привальные брусья; установить на поперечный набор. См. лист № 4.
8. Изготовить «зашивку» транца и установить.
9. Малковать набор под установку обшивки бортов.
10. Раскрой и установка на набор листов обшивки бортов; стыковать при помощи планок.
11. Малковать набор под установку обшивки днища.
12. Раскрой и установка листов обшивки днища; стыковать на планках, прорезать щель швертового колодца.
13. Зашить форшпигель.
14. Обработка скулы, оклейка скулы полосками стеклоткани на эпоксидной смоле, если есть возможность – оклеить днище.
15. Снять корпус со стапеля.
Достройка корпуса
(смотреть листы чертежей № 3; 15; 16; 17; 18; 19)
Конец ознакомительного фрагмента
ВАМ НЕ НАДО СТРОИТЬ ШВЕРТБОТ ЧИЖ-2, если...

Copyright © Стрелецкий И.Ю. 2014
Швертбот «ЧИЖ-2»




Наши книги и лодки: СМОТРЕТЬ ЗДЕСЬ




Copyright  © Стрелецкий, 2010


Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Электронная книга
Электронная книга
"Ваши первые лодки"
Наборы заготовок
НАБОР для самостоятельной постройки швертбота ЧИЖ-2